20. Прочая информация

20.1. Информация о полученных обеспечениях обязательств и платежей организации.

Информация о полученных обеспечениях обязательств ОАО «МРСК Центра» представлена в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках в таблице 5.8.

20.2. Информация о планируемом развитии организации:

Наименование 31.12.2010 31.12.2011
Коэффициент текущей ликвидности 1,25 1,24
Коэффициент быстрой ликвидности 1,03 1,08
Коэффициент автономии собственных средств 0,65 0,59

Одним из индикаторов финансового положения предприятия является его платежеспособность и ликвидность, т. е. возможность своевременно погасить свои обязательства.

Коэффициент текущей ликвидности по состоянию на 31.12.2010 принимал значение 1,25. По состоянию на 31.12.2011 значение данного коэффициента существенно не изменилось и составило 1,24.

Коэффициент быстрой ликвидности отражает способность компании погашать свои текущие обязательства в кротчайший срок. Нормальным считается значение коэффициента более 0,8. По итогам 2011 года данный коэффициент равен 1,08.

Коэффициенты ликвидности находятся в пределах нормативных значений, что свидетельствует о способности предприятия своевременно погасить свои краткосрочные обязательства за счет текущих активов и о стабильной, с финансовой точки зрения, ситуации в Обществе.

Коэффициент автономии собственных средств определяет долю активов организации, финансируемых за счет собственного капитала. Чем выше значение коэффициента, тем финансово более устойчиво и независимо от внешних кредиторов предприятие. Общепринятое нормативное значение для данного показателя равно 0,6. По итогам финансово-хозяйственной деятельности ОАО «МРСК Центра» за 2011 год показатель автономии находится в пределах нормативных значений.

В целом по итогам 2011 года наблюдается значительное увеличение показателей прибыльности и финансовой эффективности компании, что связано с восстановлением экономики регионов присутствия ОАО «МРСК Центра». Рост, отмеченный по итогам отчетного периода, будет происходить и в последующие годы.

20.3. Политика в отношении заемных средств, управления рисками.

В случае возникновения одного или нескольких из перечисленных ниже рисков ОАО «МРСК Центра» предпримет все возможные меры по минимизации негативных последствий. Для нейтрализации части рисков разработаны возможные мероприятия по действиям Общества при возникновении того или иного риска. Однако, необходимо отметить, что предварительная разработка адекватных соответствующим событиям мер затруднена неопределенностью развития ситуации, и параметры проводимых мероприятий будут в большей степени зависеть от особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае. ОАО «МРСК Центра» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы находятся вне контроля компании.

  • Риски, связанные с изменением валютных курсов.

Данному риску подвержены компании, ведущие внешнеэкономическую деятельность. Он проявляется в недополучении предусмотренных доходов в результате непосредственного воздействия изменения обменного курса иностранной валюты, используемой во внешнеэкономических операциях, на ожидаемые денежные потоки от этих операций.

Общество реализует услуги на внутреннем рынке Российской Федерации с осуществлением расчетов в рублях (валюта Российской Федерации), в связи с чем, не подвержено рискам изменения курсов обмена иностранных валют. При этом необходимо отметить, что Общество, осуществляя инвестиционную программу, может закупать продукцию у иностранных поставщиков, стоимость услуг которых зависит от колебания курсов валют. В связи с этим можно сказать, что валютный риск для Общества минимален.

  • Риски, связанные с изменением процентных ставок.

С учетом стабилизации ситуации на финансовых рынках, риск изменения ставок оценивается Обществом как средний.

Общество в целях нивелирования риска увеличения процентных ставок по кредитам проводит работу по взаимодействию с кредитными организациями, работающими с бюджетными средствами (государственными, субъектов Федерации, муниципальными).

При этом Общество, являясь субъектом естественной монополии, осуществляет отбор финансовых организаций для оказания финансовых услуг путем проведения конкурсных процедур, установленных законодательством Российской Федерации (Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006, Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 21.07.2005). Согласно части 4.1 статьи 9 Закона о размещении заказов, цена государственного заказа или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Таким образом, снижается риск изменения процентных ставок по действующим кредитным договорам.

Политика Общества в отношении внешних заимствований регламентирована Положением о кредитной политике ОАО «МРСК Центра», утвержденным решением Совета директоров Общества (Протокол № 06/08 от 28 марта 2008 года). Это Положение определяет порядок оценки финансовой устойчивости и кредитоспособности Общества и является инструментом расчета предельного значения долговой позиции компании и оценки возможности привлечения инвестиционных кредитов и займов в рамках бизнес — планирования.

Все кредитные обязательства Общество планирует погасить согласно условиям договоров.

20.4. Информация о дебиторской и кредиторской задолженности

На дату утверждения отчетности возвращены не в полном объеме акты сверки расчетов с контрагентами.

Структура дебиторской задолженности отражена в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках в таблице 5.6.1:
5.6.1. Наличие и движение дебиторской задолженностиОткрыть таблицуОткрыть таблицуСкачать таблицу в XLSX

Структура кредиторской задолженности отражена в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках в таблице 5.6.5:
5.6.5. Наличие и движение кредиторской задолженностиОткрыть таблицуОткрыть таблицуСкачать таблицу в XLSX

В результате инвентаризации выявлена сомнительная дебиторская задолженность в сумме 1 788 543 тыс. рублей, на которую создан резерв по сомнительным долгам. Остаток неиспользованного резерва по сомнительным долгам, созданного по состоянию на 31.12.2011, в сумме 1 066 061 тыс. рублей восстановлен.

20.5. Раскрытие информации в соответствии с Федеральным законом от 23.11.09 № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

В процессе хозяйственной деятельности ОАО «МРСК Центра» потребляет на хозяйственные нужды электроэнергию и теплоэнергию. В 2011 году на собственные нужды израсходовано электроэнергии на сумму 418 754 тыс. рублей, теплоэнергии на сумму 56 667 тыс. рублей.

20.6. Раскрытие информации об экологической деятельности Общества

Затраты на охрану окружающей среды ОАО «МРСК Центра» за 2011 год составили 15 314 тыс. рублей. Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2011 году составила 7 458 тыс. рублей.

В 2011 году, с целью уменьшения негативного воздействия на окружающую среду и соблюдения СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», во всех филиалах ОАО «МРСК Центра» приобретены специализированные контейнеры для сбора отходов, проведено обустройство площадок для временного хранения (накопления) отходов и благоустройство прилегающей территории. В филиале ОАО «МРСК Центра» — «Липецкэнерго» проведен ремонт и реконструкция площадок для размещения маслонаполненного оборудования, отработанных масел, металлолома и древесных опор.

На основании СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» проводился инструментальный контроль выбросов загрязняющих веществ на границе санитарно-защитных зон (СЗЗ). На основании проведенных исследований атмосферного воздуха на границе СЗЗ превышений уровней допустимых концентраций не обнаружено.

Во исполнение Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 организовано проведение инструментального контроля соблюдения установленных нормативов предельно-допустимых выбросов.

С целью соблюдения ФЗ № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» и создания аналитической базы на основе инструментальных замеров и лабораторных исследований организовано проведение контроля соблюдения установленных нормативов ПДВ, ПДС и мониторинга в местах временного хранения (накопления) отходов и осуществлялось в рамках:

  • контроля воздуха рабочей зоны в местах временного накопления отходов;
  • контроля за состоянием загрязнения почвы;
  • проведения лабораторных анализов микробиологических, радиологических и химических показателей подземных и сбрасываемых сточных вод.

В 2011 году в филиале ОАО «МРСК Центра» — «Белгородэнерго» приобретены программные комплексы для разработки проектной документации проектов ПДВ и осуществлялась последующая разработка проектной документации собственными силами специалистов филиала.

Ключевым событием в ОАО «МРСК Центра» — «Тамбовэнерго» в 2011 году является утилизация оборудования, содержащего ПХБ.

Вернуться в раздел «Пояснительная записка»