Информационные технологии
В рамках направления информационных технологий в 2011 г. в ОАО «МРСК Центра» были реализованы следующие мероприятия.
В части автоматизации бизнес-процессов в 2011 г. основными мероприятиями стали следующие:
- Внедрена система контроля и представления сетевой отчетности ОАО «МРСК Центра».
- Разработана автоматизированная система сетевой отчетности (АССО) — система управления процессом информационного обмена Компании на платформе корпоративного портала MS Sharepoint.
- Выполнена модернизация системы организации учета первичных документов (СОУПД), в результате которой повысилась оперативность процесса бухгалтерского документооборота.
- Модернизирована система моделирования бизнес-процессов ARIS, в результате которой повысилась гибкость системы, снизились затраты на обслуживание систем, обеспечено вертикальное масштабирование решений.
- Осуществлена модернизация системы управления сервисной поддержкой АТОМ в целях расширения функциональных возможностей, улучшения интерфейса и быстродействия; автоматизирован процесс учета и устранения технологических нарушений.
В направлении развития ИТ-инфраструктуры в 2011 г. в Компании проведено комплексное внедрение системы Cisco IP телефонии Cisco CallManager. Данное решение с централизованным компонентом системы IP-телефонии является масштабируемым и позволяет эффективно управлять планом нумерации и маршрутизации телефонных соединений. При этом поддерживается сбор статистики, организация конференц-связи, запись разговоров, интеграция с большим числом пользовательских приложений.
В декабре 2011 г. Компанией заключен договор с ЗАО «Ай-Теко» на услуги по предоставлению вычислительных мощностей для функционирования корпоративной информационной системы управления ресурсами на базе SAP (КИСУР) ОАО «МРСК Центра». Осуществлен перевод системы в новый центр обработки данных (6000 пользователей бизнес-приложений, 41 система, охватывающая все основные бизнес-процессы Компании). Результатом заключения договора стало повышение уровня отказоустойчивости работы КИСУР.
В части телекоммуникаций и автоматизации технологического управления в 2011 г. в ОАО «МРСК Центра» была продолжена реализация программы перспективного развития систем учета электрической энергии. Деятельность Компании по развитию автоматизированных систем технологического управления в части телемеханизации подстанций и технологического оснащения диспетчерских пунктов Центров управления сетями (ЦУСЦентр управления сетями) и РЭСРайон электрических сетей была направлена на выполнение программ повышения наблюдаемости и управляемости объектами распределительных сетей (ССПИ, повышения надежности, перехода на двухуровневую модель управления), а также выполнение программы инновационного развития будущих лет.
По всему ОАО «МРСК Центра» в 2011 г.:
- телемеханизировано:
66 подстанций 110 кВ;
16 подстанций 35 кВ;
5 РП 10(6) кВ; - на 1 подстанции установлена АСУТП;
- модернизированы:
три диспетчерских пункта ЦУС (в 2012 г. планируется завершить модернизацию еще четырех диспетчерских пунктов);
три диспетчерских пункта РЭС; - установлено:
37 074 единиц ПУ (типа Нейрон, KNUM, СЭБ, ПСЧ);
278 УСПД (тип Нейрон, УСД, DC-1000SL.
Сведения о модернизации автоматизированных систем диспетчерского управления на объектах ОАО «МРСК Центра» в 2011 г. приведены ниже.
ПС 110 кВ | ПС 35 кВ | РП 10(6) кВ | ДПДиспетчерский пункт ЦУС | ДПДиспетчерский пункт РЭС | |
---|---|---|---|---|---|
Количество, шт. | 66 | 16 | 5 | 3 | 3 |
За 2011 г. в шести филиалах Компании было простроено и достроено 18 участков ВОЛС общей протяженностью 254,5 км. Из них 7 участков ВОЛС построено за счет собственных средств, а 11 ВОЛС — в рамках совместного инвестирования.
В Компании продолжилось оснащение подстанций спутниковой связью. Чаще всего спутниковые каналы используются для обеспечения каналами связи подстанций 35 и 110 кВ. За прошедший год каналами спутниковой связи было оснащено 126 объектов.
Выполнен комплекс технических мероприятий по переадресации вызовов клиентов с телефонных номеров в филиалах на централизованный Контакт-центр ОАО «МРСК Центра», всего за 2011 г. было переведено 30 РЭС, введен в эксплуатацию программно-аппаратный комплекс — IP-контакт-центр «Мототелеком».
Оснащение подстанций каналами связи | ВОЛС | Малая земная станция спутниковой связи | Переадресация вызовов | |
---|---|---|---|---|
Количество | 137 | 254,5 | 126 | 30 |
В данном направлении перед ОАО «МРСК Центра» на предстоящий 2012 г. стоят следующие планы:
- по программе перспективного развития систем учета электрической энергии, предусмотрено финансирование в части АСКУЭАвтоматизированная система коммерческого учёта электроэнергии порядка 878 млн руб. (без НДС);
- модернизация четырех диспетчерских пунктов ЦУС, четырех диспетчерских пунктов РЭС, телемеханики 71 ПС 110 кВ;
- реализация целевых программ, создание каналов связи до 108 объектов, всего более 220 каналов связи;
- строительство порядка 580 км ВОЛС за счет собственных средств Компании;
- оснащение спутниковой связью более 60 объектов. По мере развития сети связи на базе ВОЛС темпы оснащения объектов спутниковой связью будут снижаться и далее;
- продолжение перевода вызовов клиентов с телефонных номеров в филиалах на централизованный Контакт-Центр
ОАО «МРСК Центра» еще в 175 РЭС.
В части поддержки ИТ-сервисов в 2011 г. осуществлялось внедрение системы мониторинга сервисов и разработка регламентов взаимодействия ОАО «МРСК Центра» и ОАО «СО ЕЭС». Для обеспечения непрерывного круглосуточного наблюдения за состоянием оборудования в отчетном году были реализованы мероприятия, направленные на расширение и актуализацию наблюдаемых объектов. Так, за указанный период количество подстанций, поставленных под наблюдение, увеличилось на 21 % по сравнению с 2010 г. и составило 719. Общее количество объектов, находящихся под круглосуточным наблюдением, за 2011 г. достигло 3 045.
Для автоматизации процесса организации аварийно-восстановительных работ были проведены мероприятия по переходу на автоматизированную систему управления сервисной поддержкой «АТОМ», что позволило упростить работу дежурного инженера в части регистрации отказов оборудования, снизило количество ошибок персонала при описании причин отказов, а также дало возможность проводить анализ как эффективности работы дежурного персонала отдела мониторинга сервисов (ОМС), так и надежности наблюдаемого оборудования.
В целях сокращения времени восстановления работы каналов связи, оборудования АСДУАвтоматизированная система диспетчерского управления специалистами ОМС проведена работа по расширению перечня объектов электроэнергетики, оборудование на которых доступно для удаленного управления (перезагрузки) дежурным инженером ОМС. В рамках указанных работ была реализована возможность удаленного перезапуска КП на 353 подстанциях, что позволило дежурному персоналу ОМС самостоятельно проводить часть аварийно-восстановительных работ без привлечения обслуживающего персонала и сократить время простоя оборудования.
С 15 августа 2011 г. ОМС начал взаимодействовать с филиалами ОАО «СО ЕЭС» операционной зоны ОДУ Центра в части эксплуатации средств диспетчерского и технологического управления (СДТУ).
ОМС приняты на мониторинг состояния потоков телеметрии от подстанций, находящихся в управлении и ведении филиалов ОАО «СО ЕЭС» операционной зоны ОДУ Центра, тем самым обеспечив контроль наблюдаемости в ОМС объектов
Состоялось шесть совместных селекторных совещаний между ИТ-блоками ОАО «МРСК Центра» и филиала ОАО «СО ЕЭС» ОДУ Центра, на которых рассматривались вопросы ликвидации нарушений и аварий, произошедших по всей зоне
Внесены изменения в двухсторонние регламенты взаимодействия между ОМС ОАО «МРСК Центра», филиалом
В 2011 г. в ряде филиалов ОАО «МРСК Центра» были проведены ИТ-аудиты. Их цель — оценка соответствия процесса управления информационными ресурсами и технологиями в Компании требованиям МС ИСО 9001, внутренним требованиям и другим запланированным мероприятиям, а также определение возможностей улучшения. В 2012 году планируется проведение ИТ-аудитов в остальных филиалах Компании и повторное аудирование ранее проверенных филиалов.
В отчетном году в ОАО «МРСК Центра» для централизованного управления нормативно-справочной информацией создана единая корпоративная система нормативно-справочная система (ЕКС НСИ), представляющая собой автоматизированную информационную систему, обеспечивающую хранение, обработку, нормализацию и предоставление нормативно-справочной информации в масштабах всей Компании.
В отчетном году принято также решение о создании системы централизованного управления нормативно-справочной информации (СУ НСИ). С помощью СУ НСИ первой части проекта предполагается автоматизировать процессы, связанные с ведением данных НСИ в части МТР и контрагентов. Результатом разработки и внедрения второй части проекта будет совершенствование процессов управления ТОиР для координации деятельности по оптимизации расходов на ремонты оборудования при заданном уровне надёжности, повышении обоснованности объёма средств, требуемых для проведения ремонтов и замен оборудования.